=======ОГЛАВЛЕНИЕ=======
Введение
1. Смысл жизни: мудрость столетий
2. Человек и поиск смысла жизни средствами философии и религии
3. Опыт личного поиска смысла жизни
Заключение
Глоссарий
Литература
Скачать книгу
Написать автору
Рецензии
Cмысл жизни

________________________________________________________________________________________
Рецензии на книгу "Смысл жизни":


1. Кальной И. И. (Зав. кафедрой соц. философии, доктор философских наук, профессор )
2. Цветков А. П. (Профессор кафедры социальной философии Таврического национального университета им. В.И.Вернадского,
канд. фил. наук)
3. Евгений Троицкий (доктор философских наук) /Отзыв опубликован в сборнике: Е.Троицкий. «Д.И.Менделеев: систему процветания России в жизнь!» М.: АКИРН, 2007.- 327 с., с. 309-310.
4. Емельянова Н.Н. (Профессор кафедры философии Донецкого национального университета, доктор философских наук)
5. Горбань А.В. (к.ф.н., Член РФО, Крымской Ассоциации философов)

________________________________________________________________________________________
1. Кальной И. И.
Рецензия на рукопись книги Ф.А. Папаяни «Смысл жизни»
Подкупает авторское желание исследовать заявленную проблему, опираясь на наработанный опыт человечества, который нашел свое выражение в афоризмах и мудрых изречениях, а также в рассуждениях мыслителей. Автор отдает себе отчет, что эти мысли о смысле жизни и смерти в каждом случае демонстрируют ограниченность своей эпохи. Каждая историческая эпоха предлагает свое единство веры и знания, выражает свою надежду и несет свои заблуждения. Поэтому автор рассматриваемой книги, не навязывая свою позицию, предлагает читателю познакомиться с опытом прошлого, вступить в диалог с авторами размышлений о смысле жизни, провести свой сравнительный анализ через призму сегодняшнего дня.
И, тем не менее, автора книги можно упрекнуть в том, что он не смог поднять весь исторический пласт мудрости о смысле жизни, оправдав свою позицию тем, что ориентировался на возможности, которыми располагает современный среднестатистический читатель. Это книжные магазины ширпотреба, местные библиотеки, где искать раритеты - занятие абсолютно безнадежное, как искать иголку в стоге сена.
Особого внимания заслуживает теория рассматриваемой проблемы. Отрадно, что автор начинает ее с уточнения сущности человека как единства рационального и иррационального. Адаптировав опыт философской антропологии, автор книги демонстрирует разные смыслы жизни с ориентиром на осуществления изначального предназначения человека быть ликом своего века или на осуществление той идеи, которая складывается в процессе становления и развития человека в обществе и через общество.
Исключительный интерес вызывает авторская постановка вопроса о всеобщем нравственном законе и возможности постижения каждым человеком смысла жизни через освоение этого закона.

В целом книга состоялась, ибо ее автор выразил в ней свои собственные размышления через единство разума и чувств, демонстрируя творческий поиск своего смысла жизни и меру нравственной ответственности за каждое свое слово.
Я искренне надеюсь, что эта книга найдет своего читателя, а автор уже сегодня начнет подготовку следующего издания, дополненного и переработанного с учетом предложений не только рецензента, но и доброжелательных читателей.

2. Цветков А. П.
РЕЦЕНЗИЯ на рукопись книги Папаяни А.Ф. «Смысл жизни», 2008.
О смысле жизни, как известно, сказано много. Еще больше, разумеется, остается о нем недосказанного, благодаря чему и появился рецензируемый труд - труд, следует признать, поискового характера.
К осмыслению жизни человека и человечества можно подходить по-разному, соответственно по-разному можно определять и смысл жизни как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Причем, в очень широком диапазоне: от священного понимания жизни как благодатного дара и возвышающего человека предназначения - до иронически-абсурдистского ее восприятия, обессмысливания и аннигиляции ее смысла; от версии трагического представления в духе античной трагедии - до сентенций о жизни с позиций комического.
Автор книги предлагает читателю поговорить о смысле жизни именно всерьез и по существу. И то, что он, не являясь профессиональным философом, ведет с читателем столь серьезный диалог, само по себе, заслуживает признания и всяческой поддержки. Одновременно это свидетельствует, к сожалению, о том, что современная философия не выполняет свой долг: она не дает ответов на вопрос о смысле жизни - возможно, она не дает единственного из того, что сегодня только и нужно человеку от философии. В последнем легко убедиться, обратившись к учебникам по философии, где о смысле жизни либо вообще не упоминается, либо говорится вскользь, скороговоркой, да к тому же и чересчур абстрактно.
Книга А. Ф. Папаяни во многом восполняет этот досадный пробел, и внимательного читателя ожидает увлекательное «погружение» в интеллектуальные и душеполезные размышления о главном.

3. Евгений Троицкий
"Смысл жизни". Отзыв на книгу Ф.Папаяни, вышедшую под этим названием в Донецке, 2006, с. 164
Французский поэт Поль Валери говорил, что "даже если все погибнет, а останется только наследие Древней Греции и русского XIX века, то ничего не будет потеряно". Патриотически настроенные деятели культуры и России, и Греции - стран в основном православной культуры - стремятся продолжить, укреплять, популяризировать славные художественные, философские, науч¬ные традиции прошлого своих стран.
В этом аспекте, как представляется, можно рассматривать и недавно опубликованный труд Ф.Папаяни "Смысл жизни''1. Он грек по национальности, православный кандидат технических наук, генеральный директор Акционер¬ного общества, научно-производственного объединения "Хаймек".
Данный труд появился как продукт размышлений автора о смысле жизни. В сборнике читатели найдут мнения мыслителей разных эпох и народов, смогут сверить их со своими представлениями. Тем более, что в сборнике представлены сторонники различных ценностных ориентации: материалисты и идеалисты, гуманисты и эгоисты, оптимисты и пессимисты...
Во многом ценность книги в интересном собрании суждений по теме: "Жизнь дана на добрые дела", - гласит русская пословица. "Жизнь человека только тогда разумна, когда понимается как служение", - говорил Лев Толстой. А наш великий поэт А.С.Пушкин восклицал:
Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живешь.
В работе приведено много глубоких изречений о смысле жизни, в том числе и патриотических. Сейчас же все более выявляется необходимость сбережения и умножения русского народа, усиления его системообразующей роли в Российской Федерации, укрепления здоровья ее граждан. То есть надо служить Вере и Отечеству!

Книга не свободна от недостатков, некоторых неточностей. Встречаются и повторы философских изречений.
Но данная работа - полезный шаг в весьма нужном направлении. Сам автор пишет в аннотации, что "Издание представлено небольшим тиражом. Его цель не только познакомить читателей с материалом, но и привлечь внимание критики. Последнее должно помочь исправить, дополнить сборник и продолжить начатую работу".
Пожелаем же Федору Алексеевичу успешного продолжения работы над важной для людей темой и последующего издания книги более значительным тиражом и ее распространения в среде ближних славянских, православных на¬родов.
Евгений Троицкий, доктор философских наук

4. Емельянова Н.Н.
Отзыв на рукопись книги Федора Папаяни «Смысл жизни». —Донецк, 2008.

Прежде всего, отметим безусловную актуальность темы, избранной автором: проблема смысла жизни относится к числу вечных, непреходящих проблем мыслящего и переживающего свое бытие человека. Метафизическая и мировоззренческая тематика, составляющая основу философии как любви к мудрости, не может существовать вне проблем жизни и смерти, смысла жизни, истины, человеческой свободы, счастья и т.п. Поэтому обращение автора к данной теме представляется оправданным и весьма похвальным. Не случайна и частая апелляция Ф.Папаяни к мыслителям, представляющим экзистенциалистское направление в философии, так как именно у них основополагающей является проблема смысла жизни, подлинного и неподлинного существования, свободы и ответственности.
Автором проделана большая работа по сбору необходимой литературы, обработано достаточно много литературно-философских источников. Книга написана ясным, доступным языком, четко обозначены мировоззренческие ориентиры самого Ф.Папаяни. Работа построена в соответствии с логическим принципом, предполагающим анализ заявленной проблемы от ознакомления читателя с размышлениями различных исследователей до обоснования собственной позиции автора.
В первом разделе излагаются мысли ученых, философов, богословов, писателей касательно смысла жизни и всех сопутствующих данной тематике вопросов. Автор справедливо указывает на то, что проблема смысла жизни не всегда акцентируется мыслителями в прямом виде, а подспудно присутствует в их раздумьях о человеческом бытии. Поэтому в данном разделе приводятся, среди прочих, высказывания, в которых проблема смысла жизни проступает через размышления, посвященные этическим и ценностным аспектам личностного существования.
Во втором разделе главное внимание уделено анализу мировоззрения, которое понимается как ключ к постижению смысла жизни. Также здесь достаточно корректно разграничивается понимание смысла жизни как цели и как предназначения, причем именно последнее является приоритетным для самого Ф.Папаяни. Отметим, как несомненную заслугу автора, его пристальное внимание к мировоззренческим и методологическим основам данного исследования. В этом контексте весьма своевременным выглядит обращение к реалиям жизни украинского общества, которое находится под умело заретушированным прессом тотального плюрализма, на деле приводящего к столь же тотальной аномии.
Отечественная проблематика активно поднимается и в третьем разделе, - на наш взгляд, наиболее интересном, где излагается собственно авторская позиция. Опираясь на современные научные гипотезы, Ф.Папаяни обосновывает свое - религиозно-идеалистическое - видение изучаемой проблемы. Критикуя материалистические теории происхождения мира, он апеллирует к предвечному Творцу как источнику исходной Идеи. Обращаясь к теории Всеобщего энергоинформационного поля, он в живой, увлекательной форме анализирует концепцию полевой структуры Вселенной. Размышления об устройстве мира органично переходят в этическую плоскость, и автор формулирует вывод о необходимости нравственного закона, который выступает и условием поиска смысла жизни, и гарантом выживания человечества как такового.
Подчеркнем, что исследование проблемы смысла жизни осуществляется в русле поисков утраченной духовности, получившей, в свое время, у мыслителей русского религиозного Ренессанса название «богооставленности».
Столетие спустя мы вновь обращаемся к этой проблеме, но уже на глобальном уровне, не оставляющем иллюзий «просвещенному» человечеству. В этом ракурсе этическая позиция Ф.Папаяни, основанная на приоритетности личностного выбора и ответственности за этот выбор, несет активное жизнеутверждающее начало.
Безусловно, представленная работа производит позитивное впечатление, хотя некоторые мысли автора могут служить предметом научной полемики. В частности, весьма спорной представляется трактовка так называемой «субъективно ориентированной скептической философии», т.е. концепций А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартра и А.Камю, которые, по утверждению автора, обессмысливают сам вопрос о смысле жизни (с. 263).
Можно спорить и по поводу «откровенно религиозного смысла» слова призвание (с. 267), и относительно понимания духовности исключительно в религиозно-идеалистической интерпретации (с. 378). Однако автор, бесспорно, имеет право на свою точку зрения; к тому же, ценность любого исследования состоит, в числе прочего, и в том, что оно побуждает научную общественность к плодотворной дискуссии.
В заключение подчеркнем, что автор, безусловно, продемонстрировал и глубокую заинтересованность в осмыслении насущных проблем современности, и хороший творческий потенциал. Думается, книга Ф.Папаяни, явившаяся результатом напряженного интеллектуально-душевного труда, будет подспорьем для вдумчивого читателя на пути к постижению смысла жизни и личностной самоактуализации.

5. Горбань А.В.
Рецензия
на книгу Федора Папаяни «Смысл жизни». - Донецк: Норд-Пресс, 2008. – 384 с.

Смысл жизни… Пожалуй один из самых глубоких и фундаментальных вопросов человеческого бытия. Вопрос, которым задаются не столько профессиональные ученые-философы, сколько каждый из живших и ныне живущих, а также, вероятнее всего, тех, кто будет жить в будущем.
Для большинства людей заявленный вопрос носит особо важный, «стратегический» характер. В зависимости от ответа на него, человек находит свое место в жизни, выделяет себя на фоне бытия, видит свои место и роль в жизнедеятельности «организма» человеческой цивилизации.
Обращение к смыслу жизни означает необходимость проектирования человеком своей деятельности, ее осмысления. Зачастую поиск ответа на данный вопрос сопряжен с необходимостью нахождения нестандартных, не имеющих аналогов ответов на исторические вызовы, стоящие перед человеком и человечеством. Отсюда постоянные обращения, даже воззвания, призывы поиска утраченного смысла, характерные для каждой исторической эпохи и соответствовавшего ей уровня мировоззрения.
Философия, единственная из существующих форм освоение мира позволила исследовать всю глубину и проблемность такой важнейшей категории человеческого бытия, как смысл жизни. Любовь к мудрости дает возможность взглянуть на проблему смысла существования человека через призму свободы, ответственности, подлинности существования, выводя во главу угла экзистенциальное начало.
Но, как нельзя монополизировать право на жизнь, так невозможно и монополизировать право давать ответы на извечные вопросы человеческого бытия только в рамках классических академических философских школ и доктрин. А это означает признание возможности за каждым человеком искать и находить свой путь ответа на извечный вопрос.
Именно этим и выделяется книга Федора Папаяни «Смысл жизни», в которой автор, не будучи профессиональным философом, но, чувствуя в себе любовь к мудрости, пытается вести извечный диалог с собой, человеком и человечеством. Следует отметить, что Ф. Папаяни не оригинален в постановке проблемы. Так или иначе, к ней обращаются (в своих трудах) все творческие личности на протяжении своего жизненного пути. Однако заслуга автора видится не столько в постановке самой проблемы, сколько в той огромной мыслительной деятельности в ходе создания книги, четко построенного и логически изложенного материала, своеобразной схемы изложения видения проблемы автором.
В некотором смысле книга Ф. Папаяни напоминает классический философский научный труд, в котором вначале излагается историко-философский базис исследуемой проблемы, затем разрабатывается определенный авторский алгоритм исследования и, наконец, предлагается авторская интерпретация поставленной задачи и указываются пути и методы ее решения. Несомненно, что в этом смысле рецензируемая книга близка к научной монографии. В чем-то читатель заметит ее сходство с учебником, увидит хрестоматийность изложения материала.
Вместе с тем, следует заметить, что автор не ставит перед собой цель научить (или поучить) читателя. «Смысл жизни» - это книга-размышление.
Первой главой «Смысл жизни: мудрость столетий», автор как бы призывает задуматься, поразмышлять над тысячелетней мудростью, представленной в виде афоризмов, изречений, рассуждений известных людей различных эпох. Единственно, что может вызывать неоднозначное отношение – это алфавитный порядок приведения цитат (все-таки историко-хронологический подход более предпочтителен), а также цитирование ряда неизвестных широкому кругу читателей авторов, также размышлявших на тему смысла человеческого бытия (хотя, при этом, разумеется, не отрицается глубина и оригинальность их мысли). Возможно, необходимо было все-таки каким-то образом классифицировать эти суждения и высказывания.
Вторая глава «Человек и поиск смысла жизни средствами философии и религии» представляет попытку автора выработать собственную методологию исследования. Автор принципиально разделяет понятия «смысл жизни» и «цель жизни», посвящая их исследованию подразделы 2.3. и 2.4. Согласно авторской интерпретации, смысл жизни направляет целеобразование, устанавливает нравственные ограничители целей. Конечно в вопросах анализа мировоззрения, автор выглядит умелым учеником, старательно конспектирующим известные учебники по философии в разделе, рассматривающем исторические типы мировоззрения. Но, тем не менее, вспоминая о статусе автора, не ученого-исследователя, а ищущей личности, мы можем констатировать, что с задачами, поставленными перед собой во втором разделе, он в целом справляется.
Пожалуй, наиболее интересным, с точки зрения заявленной темы, выглядит третий раздел «Опыт личного поиска смысла жизни», поскольку в нем автор должен поделиться сокровенным – дать свои ответы на вопросы смысла жизни, обнажить те проблемы, которые преследуют конкретного человека в поисках универсальных ответов жизнебытия. Достаточно неожиданно, автор тут же заявляет, что у него в этом разделе нет претензий на авторскую новизну, а возможную заслугу он видит в систематизации и обобщении отдельных фрагментов научного, философского, религиозного знания (стр. 273-274). Теплившаяся интрига тут же умерла, и автор переходит снова к теоретизированию по поводу формирования мировоззрения личности, все более уходя от научности в сторону теологии. Вместе с тем, следует признать оправданным такой подход автора к анализируемой проблеме. Поскольку главную задачу своего труда автор видит отнюдь не просветительской, а, скорее, нравоучительной в соответствии с золотым правилом этики: «твори добро в мыслях, словах и делах своих» (подраздел 3.2.4.). Именно в этом и видится главная мысль и главный результат анализируемого труда.
Несомненным достоинством книги является наличие в ней авторского глоссария, что позволяет читателю правильно ориентироваться в авторском категориальном аппарате, а также списка использованной литературы, который, несомненно, придает книге определенный уровень научности.
В целом, следует отметить, что рецензируемая работа – книга Федора Папаяни «Смысл жизни» - представляет собой целостный научно-популярный труд, в котором читатель может найти для себя много оригинальных идей и квалифицированных размышлений по заявленной проблематике. Книга будет полезной и интересной не только для узкого круга профессионалов, специализирующихся на данной философской проблематике, но и для учащихся, студентов, изучающих соответствующий раздел философии, а также для широкого круга любознательных читателей, для которых любовь к мудрости стала неотъемлемой частью смысла их жизни.



Используются технологии uCoz